Какие бывают велосипеды?
Детский велосипед представляет собой скорее игрушку, чем серьезное средство передвижения. На нем далеко не уедешь. К тому же ребенок быстро растет, вырастая из своей игрушки. Однако не стоит спешить и покупать своему ребенку велосипед «на вырост». Это для вас игрушка, а для ребенка — это серьезная машина, требующая изрядной сноровки и времени на освоение. Поэтому, выбирая велосипед для ребенка, следует учитывать его возраст, рост и степень развития. Велосипеды для самых маленьких — трехколесные велосипеды, с жестко закрепленными на переднем колесе педалями. Они предназначены для детей 2-3-х лет, ростом порядка 95-103 см, и очень просты в эксплуатации. Узлов регулировок у них, как правило, нет; шарикоподшипники и узлы, требующие смазки, тоже отсутствуют.
Велосипеды со съемными приставными колесиками по бокам предназначены для обучения ребенка езде на двух колесах. Они способствуют формированию правильной посадки и выработке чувства равновесия. Эти велосипеды рассчитаны на возраст от 3 до 7 лет. Российские модели, как правило, имеют диаметр колеса 12 дюймов на рост ребенка 105-128 см. Лишь сравнительно недавно появились детские велосипеды с 16-дюймовыми колесами. Размер рамы и диаметр колес в разных моделях могут заметно отличаться. На самых простых моделях установлены не надувные цельнолитые шины, а втулки, спицы колес и седла сделаны из пластмассы. Шины, как правило, широкие: 1,95"-2,5" — для улучшения проходимости и устойчивости; руль и седло регулируются по высоте; рама детского велосипеда должна быть низкой, чтобы ребенок мог легко соскочить с велосипеда в случае неудачи; цепь и звездочки в целях безопасности должны быть защищены кожухом. Однако будьте внимательны: двухсторонний защитный кожух, хотя и исключает попадание одежды в движущиеся части, но имеет свои минусы. Попавшая под него грязь может затруднить движение, проникшая влага привести к коррозии металла.
Детские велосипеды оснащены ручным тормозом клещевого типа и/или задней тормозной втулкой. Выбирая между «тормозной» и «бестормозной» втулками заднего колеса, необходимо учитывать, на каком велосипеде ребенок будет ездить в дальнейшем. Потому что психологически непросто после «ручных» тормозов привыкать к «ножным», и наоборот. Стоит отметить, что все российские подростковые велосипеды и большинство дорожных велосипедов оборудованы «ножными» тормозами, а «ручными» тормозами оснащены в основном многоскоростные велосипеды: горные, туристические.
«Подростковые» велосипеды и велосипеды для младшего школьного возраста (7-12 лет) представляют собой маленькую копию «взрослого» дорожного велосипеда. Они приспособлены к длительным поездкам, имеют хорошие скоростные характеристики и более длительный срок службы.
Один из самых популярных классов велосипедов для детей старше 8-ми лет является спортивные кроссовые байки. У них колеса 20 дюймов с широкими глубоко профилированными покрышками. Основные узлы заимствованы у взрослых велосипедов и имеют высокий запас прочности. Рама представляет собой жесткую сварную конструкцию ромбовидной формы со скошенной верхней трубой. Высокое расположение каретки и укороченная база обеспечивают такому велосипеду высокую проходимость по бездорожью. На верхней трубе рамы располагается травмозащитная прокладка из пористой пластмассы. На заднем колесе стандартная тормозная втулка. Стоит обратить внимание, что модели «взрослых» дорожных велосипедов с укороченной базой, 24-дюймовыми колесами и шатунами педалей «взрослого» размера тяжеловаты для подростков.
«Взрослые» велосипеды:
Горный велосипед (также маунтинбайк, MTB) практически всегда имеет диаметр колеса 26" и более широкие покрышки чем у остальных велосипедов, также уменьшенный относительно гибрида и шоссейника размер рамы. Рама у MTB многократно усилена и имеет трубы большего сечения, чем у остальных. Маунтинбайк, в зависимости от модели предназначен как для скоростного катания по пересеченной местности, так и для спуска с гор в экстремальных погодных условиях, среди камней и глубокой грязи.
Гибрид-велосипед, который внешне сочетает в себе особенности как горного велосипеда, так и шоссейного. Гибрид имеет колесо 28'' и более узкую покрышку и обод, чем у горного, но, однако шире, чем у шоссейника. Рама у гибрида по размеру похожа на шоссейную, а по форме — на раму горного велосипеда. Гибрид предназначен, для поездок как по грунтовой дороге, так и по шоссе.
Городской велосипед — это в первую очередь средство для передвижения. Городской велосипед это не спортивный снаряд. В Европе к таким велосипедам уже давно относятся как одному из видов транспорта, а не как к экзотике. Высокий, широкий и сильно загнутый к верху руль, широкое седло — все это направлено на обеспечение вертикального положения при катании, которое, как известно является самым комфортным.
Специализированные и трюковые велосипеды (BMX, триальные). Триальные велосипеды, являются разновидностью горных и предназначены для преодоления препятствий как в горах, так и в городе при помощи прыжков и различных специфических движений. Триальные велосипеды бывают двух видов: stock — это триальный велосипед с диаметром колеса 26", и mod — это тоже триальный велосипед, но только с диаметром колеса 20". Stock дает возможность прыгнуть выше и дальше, более технично и зрелищно, mod — более маневренный. BMX — велосипед, с многократно усиленной рамой, часто изготавливаемой как из алюминиевых сплавов, так и из стали. ВМХ имеет колеса диаметром 20" с очень большим (до 48) количеством спиц, для наибольшей прочности. Также ВМХ может иметь выступы по бокам от оси втулок, называемые пегами, они несут вспомогательные функции при выполнении различных трюков. ВМХ не имеет амортизаторов.
Шоссейный велосипед — это легкий и скоростной велосипед, предназначенный для езды по гладкому покрытию (асфальту или специальному покрытию). Гоночный шоссейный велосипед предназначен для езды исключительно по гладкой поверхности.
Как правильно подобрать велосипед для ребенка?
Для того, чтобы правильно подобрать велосипед соответственно росту ребенка, необходимо запомнить несколько ориентиров: рост велосипедиста должен быть равен двум с половиной диаметрам колеса, а длина рамы (расстояние от оси руля до переднего края седла) должна равняться расстоянию от локтя руки ребенка до кончиков вытянутых пальцев. Вес велосипедов с 12" колесами — 7-9 кг; расстояние между осями колес (база велосипеда) — 650-700 мм; высота седла от земли — около 600 мм.
Как правильно подобрать велосипед для взрослого?
Подбор рамы: человек становится над рамой, держась руками за руль, не сидя в седле, между верхом рамы (ближнем к рулевой колонке крае) и промежностью должно оставаться расстояние не менее чем 4 пальца (5-8 см). Это важный критерий при подборе горного велосипеда, так как если рама будет сильно мала данному человеку, то будет иметь меньшую накатистость и может причинять неудобство из-за сильно согнутого положения тела, в то же время если рама велика, то при резкой остановке человек случайно слетев с седла на раму может неудачно об нее ударится! В общем случае, если как говориться выбирать из двух зол меньшее — лучше подобрать раму, которая мала человеку, нежели слишком большую раму. Но если человек хочет просто спокойно кататься, по дорогам и паркам, то рама может быть и немного больше — так сказать «впритык».
Из каких материалов изготавливаются рамы велосипедов?
Сейчас для изготовления рам используются главным образом сталь, и алюминиевые сплавы. Реже применяются титановые, магниевые сплавы, а также композитные материалы, такие как углепластик.
Материал рамы | Преимущества | Недостатки |
Сталь | Низкая цена, высокая надежность, ремонтопригодность. | Большая масса, подверженность коррозии. |
Алюминиевые сплавы | Небольшая масса, почти не подвержена коррозии. | Низкая ремонтопригодность, более высокая, по сравнению со стальной рамой, цена. |
Титановые сплавы | Высокая прочность, небольшая масса, не подвержена коррозии. | Низкая ремонтопригодность, высокая цена. |
Магниевые сплавы | Небольшая масса. | Подверженность коррозии, высокая цена. |
Композитные материалы | Очень небольшая масса, не подвержена коррозии. | Очень высокая цена, слабая устойчивость к ударам. |
Какие бывают тормоза?
Ободные тормоза
У ободных тормозов существуют общие недостатки: повреждение обода во время торможения, невозможность использовать тормоз при сильном повреждении обода («восьмерка» или «яйцо»), неуверенное торможение при намокании обода и колодок (после проезда водного препятствия, в дождь или зимой) и необходимость настройки по мере стирания колодок. Существует также очень важный параметр, называемый модуляцией. Модуляция — это степень изменения тормозного усилия при изменении давления на ручку. Начинающие велосипедисты могут охарактеризовать модуляцию как «контроль за силой торможения».
Клещевые тормоза
Уделять большое внимание этому виду не стоит, так как очевидно, что в скором времени он канет в лету вслед за своими предшественниками. Однако пока такие тормоза еще можно встретить на шоссейных велосипедах, где они достойно выполняют свои функции. Принцип работы таких тормозов очень прост: колодки, закрепленные на дугообразных рычагах, сжимают обод, уменьшая тем самым скорость вращения колеса. При этом сами рычаги вращаются вокруг одной общей точки и приводятся в движение тормозным тросом, который в свою очередь крепится к ручке на руле. Клещевые тормоза имеют ряд существенных недостатков: посредственная эффективность торможения; частые перекосы и трение колодок об обод при отсутствии в этом необходимости, отсутствие возможности устанавливать на подавляющее число амортизационных вилок, быстрое загрязнение, высокая для подобных характеристик цена, посредственная модуляция. Среди плюсов можно назвать лишь низкий вес и простоту обслуживания.
Кантилеверные тормоза
Еще один вид тормозов, который в скором времени можно будет увидеть исключительно в музее, хотя когда-то они были широко распространены на горных велосипедах. Принцип действия подобных колодок предельно прост: два рычага с тормозными колодками закрепляются на двух специальных креплениях на вилке. При нажатии ручки тормоза на руле трос тянет эти рычаги друг к другу, тем самым прижимая колодки к ободу. Как и в предыдущем случае, такой тип тормозов обладает низкой эффективностью торможения. К плюсам можно отнести простоту обслуживания, низкий вес, отвратительная модуляция и практически полное отсутствие возможности забивания грязью. В настоящее время такие тормоза устанавливаются только на очень дешёвые велосипеды начального уровня или детские велосипеды.
Гидравлические ободные тормоза
Нет вращающихся рычагов, на которых бы крепились колодки, или тросов, которыми эти рычаги приводятся в действие. Принцип работы в гидравлических тормозах следующий: в тормозной ручке на руле находится главный тормозной цилиндр, который при нажатии передает давление по специальной трубке высокого давления на тормозные цилиндры, закрепленные на вилке велосипеда. Тормозные цилиндры же выталкивают тормозные колодки в направлении, перпендикулярном ободу, что и приводит к торможению. Стоит заметить, что данный вид велосипедных тормозов обладает очень высокой эффективностью торможения, вследствие чего используется в триале. Однако большой вес, сложность обслуживания, плохая модуляция и ремонтонепригодность в походных условиях не позволяют использовать такие тормоза на других видах велосипедов.
Тормоза типа V-brake (ви-брейк)
Наиболее распространенный вид ободных велосипедных тормозов. В целом, данные тормоза весьма похожи на кантилеверные, однако немного отличаются по конструкции, хотя принцип работы одинаковый. Тормозные колодки закреплены на поворачивающихся рычагах, которые, в свою очередь приводятся в движение тросом. Отличие только в способе крепления троса к рычагам, что можно легко увидеть на изображении этих видов тормозов. Такие тормоза обладают высокой эффективностью, достаточно низким весом, просты в обслуживании, надежны, да и модуляция у них значительно лучше, чем у тормозов предыдущих видов (модуляцию в этом случае можно назвать вполне неплохой). Кроме того, тормоза типа V-brake высокого уровня обладают дополнительным усовершенствованием: системой параллельного подвода колодок, что позволяет добиться равномерного износа колодок и чуть лучшего торможения. Стоит также отметить, что рекомендуется после покупки велосипеда очень аккуратно настроить тормоза типа V-brake (или проконтролировать, чтобы это сделали в магазине), и проверять правильность работы перед каждой поездкой, и, в случае необходимости повторить настройку или поменять тормозные колодки.
Барабанные (роллерные) тормоза
По принципу работы этот вид тормозов очень похож на барабанные тормоза, используемые в автомобилях. Тормозные колодки расположены прямо внутри втулки колеса неподвижно, и в случае необходимости, прижимаются к вращающейся части, снижая при этом скорость вращения колеса. Тормоза данного вида максимально просты в обслуживании, не боятся грязи и пыли и достаточно эффективны, однако имеют достаточно большой вес, практически ремонтонепригодны в походных условиях и не обладают достаточным запасом прочности для использования в жестких условиях — поэтому их использование ограничивается прогулочными велосипедами.
Дисковые тормоза
Этот вид тормозов в настоящий момент получает все большее распространение и устанавливается даже на велосипедах начального уровня, вытесняя тем самым ви-брэйки. Дисковые тормоза перекочевали на велосипед от мотоциклов и автомобилей с некоторыми изменениями. Они состоят из диска (ротора), который надежно закреплен на втулке колеса, суппорта (калипера), закрепленного на вилке или раме, а также троса или гидравлической трубки, соединяющего суппорт с тормозной ручкой на руле. Дисковые тормоза обладают высокой эффективностью торможения, не требовательны к состоянию обода, хорошо работают в сложных погодных условиях, не требуют постоянной настройки и имеют достаточно длительный срок службы при надлежащем обращении и обладают гораздо лучшей модуляцией, чем тормоза описанных выше видов.
Гидравлические дисковые тормоза
Тормозное усилие от ручки до суппорта передается с помощью специальной несжимаемой тормозной жидкости, находящейся в специальном шланге высокого давления. То есть порядок работы таков: после нажатия на ручку главный тормозной цилиндр начинает давить на тормозную жидкость, которая предает это давление на тормозной цилиндр в суппорте, который, в свою очередь, прижимает колодки к диску. Таким образом получается, что усилие с тормозной ручки практически без изменения передается на тормозные колодки, что обеспечивает высокую эффективность торможения и отличную модуляцию. Среди минусов гидравлических дисковых тормозов следует отметить высокую цену, ремонтонепригодность в походных условиях, сложность настройки (порой требует специальных инструментов и навыков), да и вес системы довольно высок. Кроме того, даже новые тормоза этого вида иногда подтекают и требуют специализированного ремонта. В целом же гидравлические дисковые тормоза — оптимальный выбор для горного велосипеда при наличии средств на их покупку.
Механические дисковые тормоза
Для передачи тормозного усилия от ручки на руле до суппорта в данном виде используется такой же трос, как, например, в тормозах типа V-brake. Отсюда возникают и минусы: растяжение троса, возможность заедания троса в рубашке, большее, чем в гидравлических тормозах, количество трущихся частей, чуть худшая модуляция. Однако, возможность ремонта в походных условиях, а также меньшая цена, чем у гидравлических, делают механические тормоза отличным выбором для велотуристов или же при ограниченном бюджете на покупку велосипеда.
Гибридные дисковые тормоза
Данный вид тормозов не очень распространен в настоящее время и вряд ли когда-нибудь найдет широкое применение. Тормозное усилие как и в механических тормозах передается с помощью троса до суппорта, где находится гидравлическая часть. Преимущества относительно дисковой механики в данном случае невелики, а цена заметно выше.